RemAcademy

e-mail:

remacadem@gmail.com

Телефон:

87074077266

  1. Главная
  2. /
  3. База знаний
  4. /
  5. Бизнес-процессы
  6. /
  7. Зарождение науки управления процессами

Зарождение науки управления процессами​

Реинжиниринг бизнес-процессов

Процесс поиска новых технологических и организационных решений особенно заметен в прорывные годы. В настоящее время мы являемся свидетелями прорыва двух цивилизационных эпох: индустриальной эпохи (индустриальной) и эпохи знаний и информации (постиндустриальной). Поэтому стоит осознать необходимость иного подхода к управлению на современных предприятиях. Решающими факторами развития современных компаний стали возможности использования интеллектуального потенциала всех участников организации, поддерживаемого информационными технологиями и автоматизацией. Более высокий уровень общей образованности сотрудников позволяет им самостоятельно решать вопросы организации своей работы, снижать контроль в пользу самоконтроля, сглаживания структур. Следовательно, это способствует сокращению многих уровней управления. Организационные структуры и способы работы, созданные в 19 и 20 веках, больше не эффективны. Реинжиниринг бизнес-процессов (далее – BPR) стал радикальным ответом на недостатки классического управления. Эта концепция первой заметила и поместила «процесс» в центр внимания руководства. BPR можно считать пионером концепции процессного управления, которая на основе достижений и критики BPR оформилась в более зрелую и богатую форму. При поиске предпосылок возникновения процессного управления стоит проследить историю прорывов в развитии цивилизации, часто именуемых промышленной революцией и IТ-революцией.

Достижения научного менеджмента в 19 веке и в начале 20 века следует считать новаторскими. О разделении труда писал А. Смит в книге «Богатстве народов». Знаменитое описание увеличения производительности труда на булавочной фабрике или в организации по производству гвоздей за счет разделения труда вдохновляло исследователей и практиков в течение следующих двух столетий. Своей динамикой промышленная революция обязана не только техническим изобретениям, такие как паровая машина Дж. Уатта и т.д., но и новому способу организации труда, разделению его на простые задачи и действия, выполняемые рабочими с низкой профессиональной квалификацией.

Памятник Адама Смита

 

Прирост производительности, наблюдаемый в таких условиях, был гораздо больше, чем при принуждении мастера работать быстрее. Основными факторами, способствующими повышению производительности при разделении труда, являются:

  • повышение эффективности работы каждого рабочего,
  • экономия времени при переходе с одного вида работ на другой,
  • применение машин, позволяющих сократить время обработки.

Научные методы управления, разработанные инженерами, принесли много новых решений, таких как поточная линия на заводах Г. Форда или функциональная организационная структура, постулированная Тейлором, — которая и сегодня популярна на многих предприятиях. Все эти достижения оказали влияние на динамичное экономическое и цивилизационное развитие. За счет серийного производства удалось удовлетворить огромное количество потребностей клиентов. Люди, лишенные материальных благ сначала Великой депрессией, а затем Второй мировой войной, были готовы покупать все, что им предлагали компании. Любой дом, любая машина, любой холодильник были лучше, чем ничего. Чтобы не отставать от растущего спроса в 1950-х и 1960-х годах, компаниям пришлось соответствующим образом расширить свои производственные мощности. Если расширение было слишком медленным, это обычно приводило к потере доли рынка. В случае чрезмерного инвестирования – компания получает слишком много производственных мощностей – она могла залезть в долги из-за финансирования строительства новых заводов.

Чтобы защитить себя от этих опасностей, компании разработали сложные и бюрократические методы планирования, бюджетирования и контроля. Такая ситуация и иерархическая организационная структура вновь привели к увеличению дистанции между клиентами и менеджерами, для которых деятельность компании в основном представлялась в виде бездушных цифр в столбцах таблиц отчетов и отчетов. Эта ситуация привела к тому, что компании слишком медленно адаптировались к изменениям в своей среде, тем более что динамика этих изменений также стала нарастать, так что экономическая реальность все чаще именовалась турбулентная среда.

В конце 20 века рынки развитых стран вступили в зрелую фазу. Уже недостаточно производить стандартные товары для анонимного массового потребителя. Растущие индивидуальные требования клиентов, ужесточение глобальной конкуренции, частые изменения качества в среде компании заставили его действовать по-новому. Изменения коснулись и подхода сотрудников к своей работе. Вместо монотонной, утомительной деятельности, предпринимаемой работниками для получения средств, необходимых для содержания себя и семьи, работа становится средством самореализации – она должна быть интересной, развивающей и творческой. Все меньше и меньше людей представляют себе работу с ремнем, ограниченную выполнением небольшого количества бесконечно повторяющихся действий, к счастью, в таких областях людей заменяют автоматы. Поэтому работа должна быть вызовом и требовать постоянного совершенствования людей путем систематического повышения их квалификации.

В то же время мы являемся свидетелями технологической революции, происходящей на наших глазах. Появление персональных компьютеров и развитие телекоммуникационных средств (Интернет, мобильная телефония и т. д.) с огромной силой влияют на нашу жизнь. Еще несколько лет назад было невообразимо редактировать текст непосредственно на экране компьютера без предыдущей версии, написанной вручную («черновик»), и для расшифровки «чистой» использовалась пишущая машинка. Сегодня нам сложно представить, что редактирование текста мы должны предварять рукописными заметками – чаще всего мы сразу же садимся за клавиатуру компьютера. Это означает, что можно автоматизировать офисные и административные процессы путем компьютеризации. Причем основой для оперативной информации, а не, например, энциклопедий, является Интернет. Также у нас есть возможность немедленной связи с выбранным человеком в любое время и практически в любом месте. Описанные изменения касаются постмодернистского общества, которым мы фактически становимся, вступая в XXI век.