RemAcademy

e-mail:

remacadem@gmail.com

Телефон:

87074077266

  1. Главная
  2. /
  3. База знаний
  4. /
  5. Основы ISO 14001
  6. /
  7. Обзор ключевых требований ISO…

Обзор ключевых требований стандарта ISO 14001:2015

Пункт 1: Область применения.

Этот пункт по-прежнему относится к области применения стандарта, чтобы помочь организациям достичь намеченных результатов Системы экологического менеджмента. Теперь этот пункт относится к экологическому менеджменту организации с точки зрения «жизненного цикла».

Пункт 2: Нормативные ссылки.

Как и в предыдущих версиях системы ISO 14001, отсутствуют нормативные ссылки, например, на другие дополнительные требования, указанные в других стандартах, которые необходимо учитывать. Этот пункт сохранен для сохранения той же системы нумерации, что и во всех других стандартах на системы менеджмента.

Пункт 3: Термины и определения.

На первый взгляд, сопоставление терминов и определений кажется запутанным, поскольку они расположены не в алфавитном порядке. Термины и определения сгруппированы по темам в отношении: организации и руководства, планирования, поддержки и оперативной деятельности, оценки эффективности и улучшения. Читатели нового и предыдущего изданий могут пользоваться алфавитным списком, приведенным в Приложении C.

Кроме того, для тех, кто использует предыдущую версию стандарта и может также захотеть обратить особое внимание на значение терминов, впервые включенных в ISO 14001, таких как «состояние окружающей среды», «процесс», обязательства по соблюдению, «жизненный цикл«; «документированная информация».

Пункт 4: Контекст организации.

Цель этого раздела — обеспечить высокий уровень понимания стратегии организации и важных вопросов, которые могут оказать положительное или отрицательное влияние на то, как организация выполняет свои экологические обязанности. Это позволяет организации определить и понять влияние факторов и заинтересованных сторон на достижение намеченных результатов СЭМ. Это также частично относится к предыдущей концепции превентивных действий. Во-первых, организации необходимо будет определить внешние и внутренние факторы, связанные со стратегией, т. е. какие важные вопросы, как внутренние, так и внешние, влияют на организацию и способность СЭМ достигать намеченных результатов.

Следует отметить, что термин «проблема» охватывает не только проблемы, которые можно было бы предотвратить в предыдущем стандарте, но и важные темы, которые должна решить СЭМ, например обязательства по соблюдению требований, которые организация имеет для СЭМ. Важно отметить, что эти вопросы должны включать не только условия окружающей среды, которые влияют на организацию, но и те, которые не влияют.

Некоторые дополнительные общие указания по «вопросам» приведены в ISO 31000:2018.

Во-вторых, организации необходимо будет определить «заинтересованных лиц», имеющих отношение к ее СЭМ, которые гораздо более заметны в этой версии стандарта. Эти группы могут включать клиентов, местные сообщества, поставщиков и неправительственные организации. Выявление их соответствующих потребностей и ожиданий теперь является частью создания основы для функционирования СЭМ.

Каждая организация будет определять свой собственный уникальный набор «заинтересованных сторон», и со временем они могут меняться.

Определить контекст организации и определить объем СЭМ по отношению к различным дополнительным факторам. Те, кто использовал более ранние версии стандарта, должны ознакомиться с текущим объемом и быть в состоянии продемонстрировать, что они соответствуют текущим требованиям.

Наконец, последнее требование раздела 4 состоит в том, чтобы установить, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать СЭМ в соответствии с требованиями стандарта. Это требует процессного подхода, и хотя каждая организация отличается, для поддержки системы можно использовать документированную информацию, такую ​​как диаграммы процессов или письменные процедуры.

Пункт 5: Лидерство.

В этом пункте излагаются требования для указания «высшего руководства». что это лицо или группа людей, направляющих и контролирующих организацию на самом высоком уровне. Обратите внимание, что если организация, на которую распространяется СЭМ, является частью более крупной организации, термин «высшее руководство» относится к более мелким организациям. Цель этих требований состоит в том, чтобы показать, что лидерство и приверженность исходят сверху, и, по возможности, должна быть интеграция экологического менеджмента в бизнес-процессы.

Высшее руководство должно демонстрировать большую приверженность системе управления и обеспечивать интеграцию требований в процессы организации, а также соответствие политики и целей стратегическому направлению деятельности организации. Особая ответственность высшего руководства заключается в разработке экологической политики, и стандарт содержит конкретные требования и обязательства, которые должны быть включены в экологическую политику. Это может включать обязательства, характерные для контекста организации, в дополнение к непосредственно необходимым, таким как «защита окружающей среды».

Также больше внимания уделяется высшему руководству, которое должно постоянно совершенствовать СЭМ, чтобы повысить экологические показатели. Важное значение имеет коммуникация, а также участие высшего руководства в выполнении своих обязанностей по обеспечению того, чтобы СЭМ была установлена, доведена до сведения, поддерживалась и понималась всеми сторонами.

Наконец, пункт устанавливает требование к руководству по распределению соответствующих обязанностей и полномочий, чтобы «содействовать управлению окружающей средой», выделяя две конкретные задачи, связанные с СЭМ, чтобы обеспечить соответствие ISO 14001 и отчитаться о внедрении СЭМ.

Пункт 6: Планирование.

В целом пункт 6, вероятно, представляет собой самую большую область изменений для пользователей более ранних версий стандарта. Ссылка на 4.1 Контекст организации и 4.2 Заинтересованные стороны показывает новый путь к определению и управлению превентивными действиями. Концентрация организации развития процесса планирования.

Он фокусируется на разработке и применении процесса планирования, а не процедур для рассмотрения ряда параметров и рисков, связанных с каждым параметром.

В первой части этого пункта указывается, что необходимо учитывать, указывать и назначать при разработке, внедрении и сопровождении процессов для выполнения требований пункта планирования. Пункт 6.2.1 требует, чтобы организация определяла экологические аспекты и виды деятельности, продукты и услуги, которые она может контролировать и в какой-то степени влиять на них. Это во многом соответствует более ранним версиям стандарта. Впервые имеется явное указание на нестандартные и аварийные ситуации. Что еще более важно, ссылка на учет перспективы жизненного цикла и пункт подчеркивает, что материальные аспекты могут создавать как положительные, так и отрицательные риски. Что касается принципов и руководств, содержащихся в стандарте ISO 31000, этот пункт представляет собой введение в дальнейшую идентификацию рисков.

Как и в случае с требованиями в версии 2004 г., еще одним элементом в этом разделе является термин «обязательства по соблюдению», который заменил термин «юридические и другие требования», использовавшийся в более раннем стандарте, хотя юридические и другие требования являются приемлемым термином. Во многих случаях базовый подход к идентификации и использованию информации организацией в этой области по-прежнему будет соответствовать новым требованиям.

Пункт 6.1.1 представляет собой новое требование к организациям по выявлению рисков и возможностей, вытекающих из пункта 4.1 «контекст организации», пункта 4.2 «заинтересованные стороны», пункта 6.1.2 «экологические аспекты» и пункта 6.1.3 «обязательства по соблюдению». «. Поскольку риск определяется как «влияние неопределенности на экологические цели», существует прямая связь с предполагаемыми результатами СЭМ, которые, конечно же, будут включать такие основные принципы, как предотвращение загрязнения и соблюдение законодательства.

Также есть новое требование «Планирование действий». Это требует более целостного подхода, как того требуют предыдущие пункты, и использует этот пункт для планирования деятельности на более детальном уровне. Это гарантирует, что результаты процесса планирования будут достаточно полными, чтобы создать прочную основу для остальной части системы.

Наконец, последняя часть пункта «Экологические цели и планирование их достижения». Организация устанавливает экологические цели для соответствующих функций и уровней внутри организации. Экологические цели должны соответствовать экологической политике, поддаваться измерению, мониторингу, информированию и обновлению.

При планировании их достижения в настоящее время существует конкретное требование установить, как будет оцениваться выполнение мероприятий с использованием показателей для мониторинга прогресса. Дополнительные рекомендации по установлению показателей эффективности, относящихся к управлению окружающей средой, см. в руководстве ISO 14031 «Руководство по оценке воздействия на окружающую среду».

Пункт 7: Поддержка.

Этот пункт начинается с требования, чтобы организации определяли и предоставляли необходимые ресурсы для создания, внедрения, обслуживания и постоянного улучшения СЭМ. Проще говоря, это очень сильное требование, охватывающее обеспечение необходимых ресурсов для СЭМ.

Этот пункт продолжает демонстрировать необходимость требований к компетентности и осведомленности, аналогичных требованиям ISO 14001: 2004.

Организациям необходимо будет определить необходимые компетенции для тех, кто выполняет работу под их руководством, которая влияет на экологическое руководство и способность выполнять обязательства по соблюдению. Организация должна предоставить им соответствующую подготовку. В этом разделе содержится требование о сохранении документированной информации в качестве доказательства компетентности.

Кроме того, организации должны обеспечить, чтобы все люди, выполняющие работу под руководством организации, были осведомлены об экологической политике и о том, что их работа может повлиять на соблюдение и что может привести к несоблюдению СЭМ. Кроме того, они должны осознавать свой вклад в эффективность системы экологического менеджмента, принимая во внимание преимущества более высоких экологических показателей. Хотя это не является принципиальным изменением по сравнению с предыдущей версией, теперь существуют дополнительные требования как для внутренней, так и для внешней связи.

Наконец, существуют требования к «документированной информации», которая является новым термином, заменяющим ссылки в стандарте 2004 года на «документы» и «записи». Эти требования касаются создания и обновления документированной информации и контроля за ней. Требования аналогичны их аналогам в ISO 14001:2004 для управления документами и записями.

Пункт 8: Функционирование.

Этот пункт касается реализации планов и процессов, которые также являются предметом предыдущих пунктов. Он реализует действия, указанные в отношении как пункта 6.1, так и пункта 6.2. Кроме того, появились новые, более подробные требования, касающиеся надзора за процессами аутсорсинга. Потенциально еще большее изменение для пользователей прежнего стандарта в отношении нового более широкого обязательства смотреть «с точки зрения жизненного цикла» на определенные эксплуатационные аспекты. Это означает, что вы серьезно обдумываете, каковы фактические или потенциальные последствия воздействия на окружающую среду.

Осуществляемые действия или (если возможно) их контроль. Новые области, указанные в этом разделе, включают в себя закупку продуктов и услуг, инспекции для обеспечения того, чтобы экологические требования проектирования, доставки и использования покрывали окончание срока службы продуктов и услуг организации и учитывались на соответствующем этапе. Организация должна учитывать необходимость предоставления информации о потенциально значительном воздействии на окружающую среду, связанном с транспортировкой или доставкой, использованием, потреблением и возможным удалением ее продуктов и услуг.

Пункт 9: Оценка производительности.

Он охватывает многое из того, что было в разделе 4.5 предыдущего стандарта.

В качестве общей рекомендации укажите, какая информация необходима для оценки воздействия на окружающую среду и эффективности вашей СЭМ. Он работает задним числом из этой «потребности в информации», чтобы определить, что измерять и отслеживать, когда, кто и как. Организации также должны вернуться к своей программе аудита, в частности, чтобы убедиться, что она соответствует новым требованиям.

Оценка производительности охватывает многие области, ранее описанные в разделах 4.5 и 4.6 версии 2004 года. В качестве общей рекомендации организациям следует определить, какая информация им необходима для оценки с точки зрения эффективности и экологических показателей. Во-первых, определите, что отслеживать и измерять, когда, что и кто.

Документированная информация, которая предоставляет доказательства для оценки, должна быть сохранена.

Теперь в разделе 9.1.2 содержатся более подробные требования, касающиеся оценки соответствия, особенно требование управлять знаниями и пониманием статуса соответствия.

Внутренние аудиты также должны проводиться через запланированные промежутки времени с учетом изменений, произошедших в организации, обзора системы менеджмента организации и обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и эффективности.

Пункт 10: Улучшение.

В связи с новой структурой и стандартной ориентацией на риски в этом отношении нет особых требований к превентивным действиям. Тем не менее, есть некоторые новые более подробные требования к корректирующим действиям. Первый заключается в том, чтобы реагировать на несоответствия и предпринимать соответствующие действия для исправления и устранения несоответствий и устранения их последствий. Во-вторых, определить, существуют ли подобные несоответствия или есть вероятность их возникновения где-либо еще в организации, что при необходимости приведет к соответствующим корректирующим действиям во всей организации. Хотя концепция превентивных действий претерпела изменения, по-прежнему необходимо учитывать потенциальные несоответствия, хотя и в результате текущих несоответствий.

Требование постоянного улучшения было сохранено для обеспечения пригодности и актуальности СЭМ, а также ее эффективности, и это рассматривается в свете повышения экологических показателей.